Интервью с экспертом. Ирина Львовна Швец - Член комиссии по стандартам РКФ. Член президиума РФЛС и РКФ. Президент Национального Клуба породы сенбернар, южнорусская овчарка.

Ирина Львовна, Вы судья, про которого хендлеры и заводчики с трепетом за рингом называют «служебник» и многие боятся идти под вашу экспертизу. Как вы думаете, почему?

Ответ:
Да, действительно свою судейскую карьеру я начинала с судейства собак служебных пород. И это, безусловно, накладывает свой отпечаток. Я более требовательная к поведению собак, к их кондиции и подготовке к выставке.

Не приемлю, когда выводят в ринг собак «мясного направления» или наоборот «скелетики», прикрытые шерстью, мотивируя это тем, что «он же рабочий». Любая собака должна быть в хорошей физической форме, а рабочая, так просто обязана соответствовать стандарту по кондиции и поведению .

Жестко отношусь к подготовке собаки по шерсти и к нарушениям в этом плане требований стандарта. Никогда не поставлю высокую оценку подстриженной собаке, если такая обработка шерсти не предусмотрена стандартом. Хочется что-то подстричь, рекомендую купить чучело для обучения парикмахеров и практиковаться на нем. Приветствую, когда рабочие собаки демонстрируют в ринге типичное для породы поведение.

Если это азиат, кавказец или южак, то он по стандарту должен быть недоверчивым и недружелюбным к посторонним. Поэтому, уважая этих животных, я никогда не полезу им в пасть.

Почему рабочая собака должна это терпеть?

Всегда прошу владельцев продемонстрировать собаку и самому показать прикус. В ринге юниоров, особенно крупных пород собак, у которых развитие физиологически заканчивается к 3-4 годам, не приветствую полностью сформированных животных. Юниор должен быть похож на юниора, а не на собаку открытого класса. Если собака уже сформирована в юниорском классе, это, как правило, приводит к ее раннему старению. Всегда стараюсь выбрать в лидеры собаку, соответствующую по развитию своему возрастному классу. Я считаю, что раннее развитие собак – это, во многом, проблема промышленных кормов.
Многие сухие корма изготавливаются по животноводческому принципу: быстро выгнать рост и массу. Это ускоряет развитие организма, но ускоряет и его старение.

Собака – это хищник. А для хищника зубы являются не только оружием, но и необходимым условием нормального питания. Поэтому я очень требовательна к зубной системе. Если в Стандарте породы не оговорено количество зубов, я не могу наказать собаку оценкой. Но, при прочих равных, я никогда не поставлю первой беззубую собаку. Просто так в организме ничего не бывает лишнего и не нужного. Чем меньше мы будем использовать в разведении неполнозубых собак, тем больше шансов, что их количество будет уменьшаться.

Вопрос: Что первично зоотехническое образование и кинология или сначала кинология, а потом зоотехническое образование?

Ответ:
Есть такие дети, у которых существует «мечта идиота» - завести собаку. И, несмотря на протесты родителей, они идут к своей цели любыми путями. Так и я буквально доставала родителей с этой просьбой. И когда на семейном совете было решено завести собаку, по результатам голосования мы выбрали колли. Потому что именно колли была второй породой в предпочтениях у всех членов семьи. Все хотели: овчарку или колли, добермана или колли, спаниеля или колли.  Первая моя собака, колли по кличке «Радость», появилась в 1965 году и стоила она тогда 27 рублей. Прогулки по 2-3 часа по Москве, дрессировочная площадка «Сокольники», на которой мы пропадали каждые выходные. Московский городской клуб ДОСААФ, где в то время работали большие секции по породам. Это было очень интересное и радостное время. И собаководство затягивало все больше и дальше.

В старших классах, поняв, что нужно знать законы генетики и разведения не на уровне школы, а значительно лучше, я бегала после школы на факультативы по разведению и генетике в Тимирязевскую академию, поэтому, к окончанию школы я уже была достаточно подкована в вопросах разведения собак. В институт я решила поступать после того, как одна очень известная в кинологии дама, разговаривая со мной о разведении собак и наследовании признаков, заявила: «Девочка, а ты вообще кто? Что ты знаешь о разведении собак? Генетика - продажная девка империализма». Мне нечего было ей возразить тогда на вопрос: «Кто ты»? И для того, чтобы разные бабушки из кинологии мне больше не высказывали подобных замечаний, я поступила в институт и закончила его по специальности «зооинженер», защитив на пятерку диплом по теме «Формирование линий и семейств в породе немецкая овчарка в Германии».

Вопрос: Что вам дает зоотехническое образование в работе заводчика? Какие учебные дисциплины, на ваш взгляд, нужны заводчику?

Ответ:
Институт дает наличие диплома, а зоотехническое образование нужно для работы. Заводчику необходимо знать азы генетики, чтобы он понимал, почему от «осины не родятся апельсины». Анатомию и физиологию, чтобы понимать, как растет и развивается собака. В определенных моментах может понадобится и зоопсихология.
У нас часто забывают, что разведение это такая же наука, как химия, математика, физика. А основы разведения заводчику знать необходимо. Иначе это будет не разведение, а бессистемное размножение Многие владельцы сук сначала их вяжут, а потом приходят оформлять в клуб по факту. И им неважно, какие проблемы стоят за их собаками, и кто может родиться в результате бездумного спаривания.

Вопрос: Коммерция в российском собаководстве - это новая реальность кинологии или просто этап развития?

Ответ:
В тот момент, когда вся страна погрузилась в коммерцию, было бы странно, если бы это все миновало кинологию. Я очень надеюсь, что со временем эта вся шелуха отсеется, грязь слетит с нашей кинологии и останутся только те, для которых это нужно и важно. Да, я знаю много гениальных российских заводчиков, «топ заводчиков», собаки которых пользуются заслуженным спросом во всем мире. Но... есть и другие, которые отождествляют кинологию и деньги. Собак превращают в дойных коров, а питомник в звероферму. И таких заводчиков необходимо «приводить в чувство». 

Есть прекрасные, а есть безобразные хендлеры, есть гениальные и есть безответственные, бездушные заводчики. В кинологии, как и у медали всегда есть две стороны: одна блестит золотом, другая - в патине.

Вопрос: РКФ за коммерцию или за селекцию?

Ответ:
РКФ, как любая организация, должна зарабатывать деньги, чтобы развиваться, поэтому, к сожалению, без коммерции она существовать не сможет. Но основная цель и задача РКФ – развитие кинологии в стране, помощь заводчикам, дрессировщикам, обучение, пропаганда гуманного отношения к собакам в частности и к животным вообще. Вот сейчас ввели племенные смотры. Они призваны помочь заводчикам оценить сегодняшнее состояние пород, понять, что было упущено, что надо сохранять или наоборот исправлять в конкретной породе.

Вопрос: Можно ли нынешнее состояние российской кинологии назвать упадком?

Ответ:
Текущее состояние в кинологии упадком, я бы не назвала. Скорее, что-то посередине. Есть породы собак, которые совершенствуются, развиваются. Есть породы собак, которым огромный вред нанесла популярность. Кинология существует по тем же рыночным отношениям: есть спрос - есть и предложение. 

Например, породу бультерьер в 90-е годы этим безумным размножением свели на ноль. Только недавно порода медленно стала возрождаться. Ринги йоркширских терьеров еще несколько лет назад были одни из самых многочисленных, а по факту только одна-две собаки были достойны внимания. Пик популярности прошел и порода медленно, но восстанавливается. Это участь не миновала и среднеазиатскую овчарку. Был период, когда в ринг выходили азиаты похожие на испанских мастифов, мастино своим сложением и сыростью. В некоторых регионах их много и сейчас. А ведь азиат собака рабочая и должна быть функциональной.

Как результат, многие заводчики, заботящиеся о сохранении породы, перестали выставлять своих собак, «ушли в тень». Популярность породы приводит сначала к перенасыщению рынка, потом идет обвал, снижение спроса. В результате, те, кто зарабатывал на популярности, переходят на «модные» в данный момент породы, а те, кто держал, ради любви к породе, остаются. На них и держится вся кинология, такие заводчики это ее будущее.

Вопрос: Считаете ли вы, что титулы обесценились, и что состояние с судьями в российской кинологии можно назвать кризисом судейства?
Почему стали отходить от стандартного описания собак, почему описания становятся безликими и не информативными. Раньше, описание собаки помогало заводчикам увидеть недостатки собак, сейчас это просто отписка.

Ответ:
Сегодняшние выставки подведены под регламент ФЦИ, когда на каждую собаку отводится по 2 минуты и проводятся как шоу. Во многих странах вообще не делают описание. Собаки заходят в ринг, получают свои оценки и выходят без объяснений от судьи. Это в России, судьи могут объяснять владельцам свои оценки и описывать недостатки собак. Да и секретарь не может быстро записывать за судьей, да еще таким почерком, чтобы было понятно владельцу. Выход я вижу из этой ситуации следующий: в ринге, сразу за компьютер посадить секретаря с навыками быстрой печати, который за судьей будет печатать текст и сразу здесь же распечатывать на диплом. Но реализовать это не столько сложно, сколько дорого. Именно поэтому, РКФ возобновил систему Племенных смотров, где делаются промеры и подробное описание каждой собаки с указанием всех достоинств и недостатков.

Вопрос: Многие российские заводчики в своей работе ссылаются на Запад касательно тестирования производителей на генетические заболевания.
Не видят смысла в выбраковке собак по дисплазии, зубам, если в Стандарте строго не оговорено их количество.
Как вы считаете, подобное направление в селекции только по внешним качествам собак приемлемо?

Ответ:
Тестирование на генетически наследуемые заболевания нужно. Вопрос в том, насколько это возможно. Есть ли в шаговой доступности клиники, способные грамотно сделать забор материала и отправить его в соответствующее учреждение. Есть ли учреждения, способные грамотно сделать диагностику? Необходим список таких институтов, признание результатов диагностики со стороны РКФ. Что касается дисплазии тазобедренного сустава этот вопрос до сих пор открыт. Бывают случаи, когда щенки рождаются, и у них нет суставов от слова «совсем». Только связки и мышцы. Это уродство.

Но в основном все щенки рождаются с нормальными суставами, что потом не дает им правильно развиваться, не известно. На мой взгляд, дисплазия – это в большей степени проблема кормления и выращивания щенков. Во многом она связана с промышленными кормами и выгонкой «товарного вида» у щенков, когда заводчики начинают откармливать щенка кормами с высоким содержанием протеина. Излишний вес дает лишнюю нагрузку на несформировавшиеся кости, на связки, нарушается правильное формирование суставов. Излишняя физическая нагрузка тоже вредна.

А если немного углубиться в физиологию, то мы узнаем, что для того, чтобы правильно формировались хрящи и связки необходим коллаген, который формируется при достаточном поступлении в организм витамина С. Витамин С вырабатывается в организме хищников только из полноценного белка животного происхождения. А это сырое мясо. Цепочка простая, только задумываться о ней никто не хочет. Да и активная, я бы сказала агрессивная, реклама сухих кормов и антиреклама натурального кормления делают свое дело.

Владельцам собак и заводчикам проще дать собаке сухой корм. Раньше и жили собаки долго, и не знали, что такое сухие корма и прыгали двухметровые заборы, потому что не было проблем с суставами. И не было такого количества проблем с заворотом желудка.

Вопрос. Стандарт породы. Библия для каждого собаковода и судьи. Почему такие разночтения у всех судей и заводчиков?

Ответ:
Смотря у каких заводчиков и смотря у каких судей. На мой взгляд, первичен судья, вторичен заводчик. Любой заводчик ориентируется на тот тип собак, который выигрывает ринги. Если у судьи специфическое видение породы и выигрывает собака с утрированным типом, то и заводчики начинают ориентироваться на этот тип.
Потому что его будут покупать. Корректировать развитие породы обязаны судьи. Они должны выбирать в ринге полноценных животных с нормальным породным поведением, не имеющих проблем со здоровьем, а не заниматься «кустарщиной». Судья должен работать на благо породы и нести ответственность за свои действия.

Вопрос: Вас считают строгим и принципиальным экспертом в вопросах анатомии, зубной системы, движений собак. Вам не хотелось изменить имидж и стать добрым и востребованным экспертом, чтобы вас чаще приглашали судить выставки?

Ответ:
Я очень часто сужу, у меня нет свободных выходных. Не могу сказать, что я не востребованный эксперт. Можно быть и строгим, и востребованным. Да, я требовательна к «титульным» собакам и просто так САС не раздаю. Но зато, я всегда уверена, что собака, получившая у меня в ринге высокую оценку, с успехом выступит на любом мероприятии и эту оценку подтвердит. А вот, когда судья идет на поводу у организаторов и ставит отлично всем и каждому - это преступление перед породой. Именно такие судьи дают дорогу в разведение не породным собакам.

Ирина Львовна Швец -
Член комиссии по стандартам РКФ.
Член президиума РФЛС и РКФ.
Президент Национального Клуба породы сенбернар , южнорусская овчарка.

Окончила ВСХИЗО по специальности: зооинженер.

С судьей беседовала Л. Ермакова